zamost ([info]zamost) wrote,
@ 2008-04-23 13:22:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Муму
После разговора с отличницей-пятиклассницей посмотрел их учебник и хрестоматию по литературе. Много теоретизирования, рассуждений про "нарративы" и всяческого "введения в литературоведение". Зато отсутствует(и в четвёртом классе не было) "Муму". Почему-то этому гениальному рассказу составили сомнительную репутацию: "Ничего не читал, кроме Муму", "И Дюму, и Гюгу, и Муму" - это всё из репертуара сатириков. А потом и методисты засомневались: "Дети льют слезы над «Муму», хотя сопереживанию можно научить и на другом, более жизнерадостном материале" (Е.Абелюк). Из более жизнерадостного материала в хрестоматии бросаются в глаза рассказы Эдгара По. Это грустно. Именно "Снежная королева" и "Муму" традиционно были столпами первых лет и месяцев изучения литературы. Язык, эмоции, наконец, социальные архетипы - всё здесь на месте. Может быть, сомневаться в правоте барынь - это нынче нелояльно? Да не только в этом дело. Изобретают наукообразный велосипед, облюбовали новомодные штампы - и не нужна им собачка.



(72 comments) - (Post a new comment)


[info]ascir
2008-04-23 09:44 am UTC (link)
Не согласен. "Муму" - крайне депрессивный рассказ, на меня он в свое время произвел жуткое впечатление. Это не значит, что его не надо читать / включать в программу по литературе, но никак не в 4-5 классе, т.е. в 10-11 лет. В этом возрасте детям надо что-то более жизнерадостное читать, я считаю.

(Reply to this) (Thread)


[info]zamost
2008-04-23 09:49 am UTC (link)
В старших классах его и подавно не дадут. Если бы дали, я б не спорил.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]lady_vi, 2008-04-23 10:57 am UTC
(no subject) - [info]zamost, 2008-04-23 11:01 am UTC
(no subject) - [info]tambov, 2008-04-23 08:15 pm UTC
(no subject) - [info]lady_vi, 2008-04-23 08:36 pm UTC
(no subject) - [info]pigbig, 2008-04-24 12:08 am UTC

[info]gem_in_i
2008-04-24 02:42 am UTC (link)
Да-да, нужно растить пааазитиффных циников, которые считают, что страдают только лузеры-самивиноваты, и жалеть никого не надо, потому что лузеры, которые самивиноваты.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]broke_heart_, 2008-04-24 04:18 am UTC
(no subject) - [info]gem_in_i, 2008-04-24 04:26 am UTC
(no subject) - [info]broke_heart_, 2008-04-24 04:32 am UTC
(no subject) - [info]gem_in_i, 2008-04-24 04:38 am UTC
(no subject) - [info]broke_heart_, 2008-04-24 04:45 am UTC
(no subject) - [info]gem_in_i, 2008-04-24 04:48 am UTC
(no subject) - [info]broke_heart_, 2008-04-24 04:55 am UTC
(no subject) - [info]gem_in_i, 2008-04-24 05:12 am UTC
(no subject) - [info]broke_heart_, 2008-04-24 05:28 am UTC
(no subject) - [info]gem_in_i, 2008-04-24 02:12 pm UTC
(no subject) - [info]broke_heart_, 2008-04-24 04:11 pm UTC
(no subject) - [info]gem_in_i, 2008-04-25 12:34 am UTC
(no subject) - [info]however, 2008-04-24 07:21 am UTC
(no subject) - [info]xsevenbeta, 2008-04-24 10:04 am UTC
(no subject) - [info]gem_in_i, 2008-04-24 02:14 pm UTC
(no subject) - [info]gennady_sysoev, 2009-06-02 08:31 pm UTC
(no subject) - [info]however, 2009-06-03 05:43 am UTC
(no subject) - [info]gennady_sysoev, 2009-06-03 11:46 am UTC
(no subject) - [info]snusmoomr, 2008-04-24 07:08 am UTC
(no subject) - [info]broke_heart_, 2008-04-24 11:32 am UTC

[info]broke_heart_
2008-04-24 04:17 am UTC (link)
в 10-11 лет я бы кроме Вудхауза с Пратчеттом ничего бы не давал вобще, а то мало ли как мозги съезжать будут.

(Reply to this) (Parent)


[info]bugzzz
2008-04-24 05:51 am UTC (link)
Да-да! "Муму" стоит осваивать на смертном одре.

(Reply to this) (Parent)


[info]ondulin
2008-04-23 10:15 am UTC (link)
"сопереживанию можно научить и на другом, более жизнерадостном материале"

Петросяна в хрестоматию! Он такой жизнерадостный! :)

(Reply to this) (Thread)


[info]zamost
2008-04-23 10:29 am UTC (link)
А ведь монолог Хайта с фразой "И Гюгу, и Дюму, и Муму" исполнял именно Петросян лет 25 назад. Почему-то было модно ржать над Муму и вокруг неё. В анекдотах было: "Муму написал Тургенев, а памятник Пушкину".

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]ondulin, 2008-04-23 10:59 am UTC
(no subject) - (Anonymous), 2008-09-09 11:40 pm UTC

[info]samaryanka
2008-04-23 01:01 pm UTC (link)
Я тоже за Муму. Спасибо :-)

(Reply to this) (Thread)


[info]zamost
2008-04-23 01:33 pm UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this) (Parent)


[info]commissaire
2008-04-23 01:17 pm UTC (link)
У нас, кажется, была "Муму" в 6 классе (в 5 были Жилин с Костылиным). И Леша Каспржак, ныне глава депобразвания Тверской области, говорят, рыдал на задней парте, когда этот рассказ проходили. Едва ли этот факт имеет ПРЯМОЕ отношение к изъятию сего рассказа из школьной программы...

(Reply to this) (Thread)


[info]zamost
2008-04-23 01:33 pm UTC (link)
А кто вёл, если не секрет? Пирятинский? Терехов?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]commissaire, 2008-04-23 01:40 pm UTC
(no subject) - [info]zamost, 2008-04-23 01:59 pm UTC

[info]natalexsevna
2008-04-23 01:49 pm UTC (link)
У нормальных методистов, к которым, надеюсь, и я отношусь, Абелюк считается малограмотной особой. "Му-му" - шедевр, и при умелом его преподавании можно решить множество учебных и нравственных задач.

(Reply to this) (Thread)


[info]zamost
2008-04-23 02:07 pm UTC (link)
Приятно слышать. Хотя популярность рассказа пошатнулась, кем-то навязано представление о второстепенности "Муму", всякие усмешки. Своего рода "чёрная легенда", извините за выражение. Кстати, думаю, легче надеяться на умелое преподавание "Муму", чем "Бочонка амонтильядо" или спорных, изящных определений "нарративного потенциала лирики".

(Reply to this) (Parent)


[info]solveig_l
2008-04-23 05:31 pm UTC (link)
М-да, учить сопереживанию на жизнерадостном материале - гениальный ход :-(((
Хотя для 4-5 класса "Муму", правда, слишком тяжелый рассказ. Согласна с тем, что давать его надо, но на пару лет позже.

(Reply to this) (Thread)


[info]zamost
2008-04-23 06:47 pm UTC (link)
Так и порешим. А рассказ и впрямь из лучших.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]tiger99, 2008-04-23 07:00 pm UTC
(no subject) - [info]gennady_sysoev, 2009-06-03 11:58 am UTC

[info]dadaha
2008-04-23 07:20 pm UTC (link)
Бедная муму, ее снова утопили:(
Как же так? Терпеть не могу эту дешевую прикладную психологию с ее глупым позитивизмом.
Дети должны иногда грустить и плакать над книгами.
Древние греки лечили болезни театром, считая, что катарсис со слезами бывает полезен для души.
Судя по странной этой тенденции скоро Стивена Кинга включат в программу вместо Гоголя.

(Reply to this) (Thread)


[info]ggdrummer
2008-04-24 04:24 am UTC (link)
Это еще нормально. Стивен Кинг в нашем информативном пространстве учит самообладанию, реакции и смелости. Этому же учит и Библия). А Гоголь для лузеров. Только не принимайте всерьез))).

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]letnya_nadejda, 2008-04-24 05:53 am UTC
Не в собачке дело:) - [info]dadaha, 2008-04-24 06:27 am UTC
Re: Не в собачке дело:) - [info]zamost, 2008-04-24 11:34 am UTC

[info]nelis
2008-04-24 06:25 am UTC (link)
Из внеклассного чтения убрали "Белый Бим Черное ухо".
И многие знакомые говорят, что не хотят, чтобы их дети смотрели это жестокое кино.

Действительно, зачем детям катарсис? Они про него в учебнике прочитают.

(Reply to this) (Thread)


[info]zamost
2008-04-24 11:41 am UTC (link)
Да, такой литературный менеджмент вместо литературы.

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2008-04-24 07:12 am UTC (link)
жЫзнерадостный По?
Повеселили!! особенно Колодец и маятник или Убийство на улице Морг!

зы имхо классиков конечно стоит знать но уж больно они тягомотные в большинстве своём..
Вот у Гоголя или Салтыкова-Щедрина всетаки и темы отлично раскрыты и без нудятины...
в младших классах стоит их давать а вот постарше уже можно давать именно длинное с массой описаний(ту самую"нудятину") - с упором не на сюжет а на язык каким всё это описано - в детстве ребенок быстрее устаёт ему нужно действие чтоб внимание было захвачено, а в более старшем возрасте внимание смещается на детали и как раз описания пойдут в тему...

ту же Муму кто её будет читать ради сюжета который можно издожить одной строчкой? а вот ради деталей описаний слога вполне можно читать..

зы а то что такое происходит с образованием неудивительно - интересно былоб поднять данные про то как учились в школе нынешние заправилы образованием..

(Reply to this) (Thread)

"софа в лесу имеет крылья, и черти с чертенятами, и гл
[info]kouzdra
2008-04-24 08:47 am UTC (link)
Конечно жизнерадостный - Ангел необъяснимого. И это скорее типично для аффтара - в отличие от натужных "готических" рассказов. Впрочем, когда он стебется совсем уж откровенно - и "ужастики" выходят хорошие

(Reply to this) (Parent)


[info]lavrentyev
2008-05-08 11:06 am UTC (link)
Дорогой Арсений, напоминаю о приглашении:
12 мая (понедельник) Максим Лаврентьев и Елизавета Емельянова в Культурном центре "Булгаковский дом". Поэтический вечер и презентация новой книги Максима Лаврентьева «Немного сентиментальный путеводитель», начало в 19.30.
Адрес: м. "Маяковская", Б. Садовая, д. 10.
Жду.
Был на днях в Царицыно, видел солонку Суворова и его походный чайничек.

(Reply to this)

Off-top abso-fucking-lutely
[info]krasovkin
2008-06-02 12:24 am UTC (link)
Сенечка, дорогой, адски нужны твои знания, эрудиция, талант. Словом, - помощь. Если можешь, набери мне пожалуйста 8 985 762 0403. Спасибо. По телефону расскажу что надо.

(Reply to this)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)
оффт.
[info]sirjones
2008-09-11 12:48 pm UTC (link)
Арсений, будьте у меня завтра в 16, дам верстку на выходные, посмотреть и снять вопросы:))

(Reply to this)

(Reply from suspended user)

[info]aruta
2009-04-11 04:08 pm UTC (link)
спасибо, Арсений, за реакцию на мою реплику у А.Мальгина, мне действительно больно, когда начинают топтать... сложное ощущение... - а, вот, - люди, которых я самовластно считаю чужими. то есть, имющие собственность за рубежом, разбогатевшие, имеющие в случае чего куда приткнуться. мнестановится так переломленно жалко тех, кому приткнуться некуда и никогда не будет, что само исторгается из меня что-то... в общем, я никогда е смирюсь с этой свободой, потому что она подла, нечестна к каждому из тех, кого я любил и люблю. и это достаточное основание для того, чтобы не позволять никому называть меня рабом.

(Reply to this)


[info]irga101
2009-05-10 06:42 pm UTC (link)
Да, когда я работала в школе, мы все, и дети, и я, плакали в финале повести. Не стыдясь своих слёз.
Я читала, а дети слушали.
Это лучшее, чтобы пробудить человека в человеке.

(Reply to this) (Thread)


[info]zamost
2009-05-10 07:11 pm UTC (link)
Спасибо! Вот кого не могу понять, так это ниспровергателей "Муму".

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(Deleted post)
(no subject) - [info]zamost, 2009-06-17 09:43 pm UTC

[info]jalynski
2009-06-20 07:18 pm UTC (link)
///рассуждений про "нарративы"|||
Но "наррейшн" это всё то же "повествование", "повествовательный" и пр. Эх, молодежь! Куда их доведет собачий язык?

(Reply to this) (Thread)


[info]zamost
2009-06-20 08:43 pm UTC (link)
Там целое ведро каши наварили по поводу "нарратива". Самые русские слова в разговоре о литературе - тренд, бренд и контент. Самое русопятое выражение - "на вербальном уровне" :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]jalynski, 2009-06-22 04:00 am UTC
(no subject) - [info]jalynski, 2009-06-22 09:26 am UTC

[info]chatnoir2006
2009-07-27 04:37 pm UTC (link)
Муму надо вернуть!

(Reply to this)

Гутeнтаг!
[info]dakidag
2009-10-09 09:23 am UTC (link)
Надо бы отoслать http://zamost.livejournal.com/ в избранное!
А тaк по сути :-) витиевато поораторствую: дай свободно высказаться, если хочешь услышать правду.

(Reply to this)

(Reply from suspended user)

(72 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…